По новому оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классовОриентировочные требования к оцениванию учебных достижений учащихся 1-4 классов и методические рекомендации к обновленных программ начальной школы стали более демократичными – обнародован приказ Министерства образования и науки Украины и письмо с методическими рекомендациями. Нововведения должны применяться в школах уже с 1 сентября, сообщает сайт МОН.

Отныне оценивания – это конфиденциальная информация, которая касается только учителя, ребенка и его родителей, то есть учебные достижения учащихся не должны озвучиваться на родительских собраниях или вывешиваться публично в виде разнообразных рейтингов.

Снято оценки каллиграфии, требования к которой были слишком детализированы в предыдущей редакции документа, оставлено лишь требование, что письмо должно быть аккуратным и разборчивым. Также ученикам не будут снижать оценки за «неправильный» отступление количества ячеек и строк.

Изъято требования и критерии относительно подписания тетрадей и ежемесячную оценку за ведение тетрадей – МОН отказалось от советской традиции регламентации столь мелких вопросов.

«Учитель должен научить детей культуре письма и правилам оформления работ, но количество ячеек и форму подписания тетрадей не должно регламентировать Министерство образования и науки», — говорит главный специалист департамента общего среднего образования МОН Алевтина Лотоцкая.

Домашние задания не должны задавать на выходные, праздничные и каникулярные дни (каникулы), а их объем отныне ограничено. Так, в первых классах домашних заданий не должно быть совсем, в 2 классе – не более, чем ребенок может выполнить самостоятельно по 45 минут, в 3 классе – по 1 час 10 минут, в 4 классе – по 1 час 30 минут.

В методических рекомендациях отмечена недопустимость перегрузки учащихся задачами, которые содержатся в дополнительных пособиях, тетрадях с печатной основой и др.

Напоминается, что оценки в 1 классе нет, а 2 класс также может оцениваться по решению педагогического совета школы.

К предметам, которые не оцениваются по балльной системе на протяжении всей начальной школы, добавлено «Трудовое обучение» и «Я в мире». То есть, в целом по балльной системе в 1-4 классах не оцениваются «Информатика», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», интегрированный курс «Искусство», «Основы здоровья», «Физическая культура», «Я в мире» и «Трудовое обучение».

Для того, чтобы облегчить учителям работу по новым программам, в методических рекомендациях подробно расписано методические подходы, которые можно использовать для обучения, показаны примеры интерактивной работы и компетентностно-ориентированных заданий.

Чтобы снизить психологическое напряжение у первоклассников, по решению учителя, до формирования навыка письма рекомендуется пользоваться простым карандашом. На усмотрение учителя допускается исправление или резинкой, или зачеркиванием. При этом наличие аккуратных исправлений, осуществленных самим ребенком, не влияет на снижение балла за работу, а время и этап перехода на шариковую ручку определяет сам учитель, индивидуально для каждого ребенка.

Учителям также не рекомендуют пользоваться красной ручкой при проверке письменных работ в адаптационном периоде (1 класс). Цвет ручки для выставления оценок в тетрадях и дневниках учитель может выбирать самостоятельно.

Это лишь часть нововведений. С ключевыми тезисами новых ориентировочных требований оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов и методических рекомендаций к обновленных программ начальной школы можно ознакомиться на сайте МОН.